Вечером 14 августа в Берлине скончался один из самых известных современных русских художников Дмитрий Врубель. Ренат Давлетгильдеев в эфире «Воздуха» на канала Ходорковский Live — об авторе «Братского поцелуя» и «Евангельского проекта».
Сейчас вся лента фейсбука – в одной картинке. «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви». В Берлине от ковида умер Дмитрий Врубель. Один из самых известных и тиражируемых в мире российских художников.
Он был создателем вот этого символа нового мира, художником, переосмыслившим Берлинскую стену, которая с его «Братским поцелуем» превратилась из памятника войны в задорный фон для фотографий в когда-то одном из самых страшных, а теперь – самом свободном городе Европы.
Шутка, победившая колючую проволку. Поцелуй, который всегда сильнее чем смерть.
По соседству с Брежневым и Хоннекером – другая работа, которой сегодня в грустных лентах соцсетей несправедливо меньше. Андрей Дмитриевич Сахаров – с закрытыми глазами. Знаете, я подумал сегодня – хорошо, наверное, что с закрытыми – хотя бы не видит эти 173 дня новой реальности. Нового мира – без мира.
Но одно из главных, и на мой взгляд, самых мощных высказываний художника – вот это. «Евангельский проект».
Он начал рисовать современные фрески новой России, медийный монументализм, как говорил сам Врубель – еще в 94-м. И продолжал до последних дней, совсем недавно перенеся проект в метавселенную. В оффлайн-России настоящего такое – представить себе уже непросто.
Документальные кадры нашей жизни, превращенные в религиозные полотна. И набирающие в его переосмыслении невероятную силу Екклесиаста. То ли мент, то ли Понтий Пилат.
То ли пацаны-беспризорники, то ли первые христианские мученики-праведники. “Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру – точно и ты из них, ибо речь твоя обличает тебя”.
А Врубель был из нас. Войну – называл войной. Свободу – главной человеческой ценностью.
Но в мире новых берлинских стен, в мире ренессанса насилия – нет места для поцелуев. Господи, помоги мне выжить среди этой смерти.