28 октября в кинотеатре Pasaka в Вильнюсе состоялась европейская премьера документального фильма «Anastasia». Фильм рассказывает о судьбе фигурантки первого в России уголовного дела о деятельности нежелательной организации Анастасии Шевченко и об испытаниях, которые её семье пришлось пройти в борьбе с российским режимом.
Мировая премьера состоялась в начале сентября на американском кинофестивале Telluride Film Festival, позже эта работа британского режиссера Сары Маккарти не раз была успешно показана в конкурсных программах американских и канадских фестивалей.
Фильм, произведенный MBK production и MTV documentary films при содействии Passion pictures и Ashford studios, скоро выйдет в прокат на телеканале Paramount Plus. Вильнюс для европейской премьеры был выбран не случайно – семья Анастасии Шевченко с недавних пор живёт именно здесь, поскольку в России активистку объявили в федеральный розыск. Вильнюс вообще стал пристанищем для многих россиян и беларусов, столкнувшихся с репрессиями и, в первую очередь, для украинцев, бежавших от войны, развязанной Россией.
Так почему же нужно было рассказать эту историю о борьбе, прощании и прощении в России именно сейчас? Именно с этого вопроса начал дискуссию и обсуждение фильма известный журналист и обозреватель Константин Эггерт. Героиня фильма, Анастасия Шевченко, рассказала о том, что картина была снята и задумана до войны. И, тем не менее, не потеряла свою актуальность, поскольку именно сейчас важно говорить о том, что в России всегда были и есть люди, не согласные с политикой Путина и готовые идти на жертвы в борьбе с диктатором. Старшая дочь Анастасии, Алина, умерла спустя неделю после того, как её мать была арестована. Суд, не смотря на все просьбы, не пустил мать в больницу к дочери, и девочка умирала одна. Это один из тех случаев, когда Путин использовал ребёнка, чтобы надавить или запугать родителей. В России более пятисот политзаключённых и многие из них находятся в долгой разлуке со своими детьми. По вине Путина в Украине гибнут дети. Сотни детских жизней унесла война. В своей речи Анастасия обратила внимание на то, что украинских детей-сирот также вывозят из России с одной целью – стереть их национальную идентичность и сделать «правильными» россиянами. Так поступают террористы – убивают детей и берут их в заложники.
Прозвучал и вопрос о чувстве вины и ответственности, которое несут россияне за агрессию против Украины. Шевченко согласилась с тем, что это чувство есть и оно с ней надолго. Только посильная помощь украинским беженцам и открытая антивоенная позиция помогают его, пусть ненадолго, но смягчить. Возможно, это чувство вины, отчасти, сковывает россиян, покинувших страну, считает Анастасия. Ведь пока мы не видели массовых протестов россиян за рубежом.
В зале присутствовали представители дипмиссий Германии, Дании и Эстонии, приглашённые на показ организаторами «Полигон медиа», Freedom house и Freedom for Russia. Не случайно был задан вопрос о частичном запрете на въезд россиян в ряд европейских стран. Основания, безусловно имеются, но можно ли судить о человеке по паспорту и его национальности? Ответ на этот вопрос ещё предстоит найти. Помимо политических, обсуждали и вопросы, связанные непосредственно со съёмочным процессом. В зале присутствовал оператор фильма Денис Синяков, он рассказал о работе команды и особенностях съёмки материала внутри России. В завершении дискуссии на вопросы ведущего Рената Давлетгильдеева ответила младшая дочь Анастасии, Влада Шевченко, ныне студентка факультета европейской политики и экономики ЕГУ. К слову, в зале присутствовало много студентов и зрителей из России, Украины, Литвы и Беларуси. В этом и уникальность Литвы – здесь мирно соседствуют люди разных национальностей.
Фильм «Anastasia» продолжает принимать участие в программе кинофестивалей. В настоящее время он представлен в Нью-Йорке на престижном фестивале документальных фильмов DocNYC. Впереди показы с обсуждениями в Лондоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Тель-Авиве и других городах. Современное документальное кино записывает нашу с вами историю, вызывает дискуссии и обсуждения, заставляет задуматься. В частности, о том, насколько хрупка демократия и как важно за неё бороться не только в диктаторских государствах, но и в развитых странах. Ведь на кону мир.